О кафедре
Кафедра АДиС, будучи организованной в 1996 году в составе факультета двигателей летательных аппаратов КГТУ(КАИ), опирается в своей работе на огромный опыт факультета Двигателей летательных аппаратов (ДЛА) по подготовке инженеров в области поршневого и реактивного авиадвигателестроения и мощную научную базу факультета, а также на опыт автомобильного факультета КАИ, готовившего специалистов в области автомобилестроения и автомобильного двигателестроения.
Кафедра является членом Международной ассоциации автомобильного и дорожного образования (МААДО) и имеет тесные связи с ведущими предприятиями и образовательными учреждениями отрасли.
Кафедра «Автомобильные двигатели и сервис» КНИТУ -КАИ им. А.Н. Туполева признана одним из лидеров российского автомобильного образования и решением Совета УМО РФ (и соответствующими распоряжениями Минобрнауки РФ) определена в качестве базовой по проведению 3-го, заключительного тура Всероссийского конкурса выпускных квалификационных работ.
В рамках созданного при кафедре инновационного учебно-исследовательского автоцентра организованы постоянно действующие курсы по переподготовке кадров в области автомобильной диагностики.
Кадровое обеспечение подготовки специалистов
На выпускающей кафедре АДиС в настоящее время работают 30 преподавателей, среди которых действительный член АН РТ, пять докторов наук и десять кандидатов наук, большинство преподавателей имеют базовое автомобильное образование. Стаж научно – педагогической работы колеблется от 10 до 30 лет.
Научно – исследовательская и творческая деятельность
- Основными направлениями научных исследований на кафедре являются:
- математическое моделирование процессов горения и течения в двигателях и энергоустановках;
- исследование рабочих процессов в ДВС с дополнительным завихрением и расслоением заряда в цилиндре;
- моделирование работы ДВС на неустановившихся режимах;
- энергоресурсосбережение в транспортном комплексе;
- совершенствование логистических цепей поставок и складирования в транспортных системах;
- экономика и управление на транспорте.
Исследования в перечисленных областях ведутся под руководством профессоров А.Л. Абдуллина, Л.Г. Наумова, В.Г. Крюкова, Н.А.Гатауллина, доцентов А.Б.Березовского, О.Н. Рожко, Д.Н.Самойлова. Все научные направления соответствуют профилю кафедры.
Результаты научных исследований отражены в десятках монографий, сотнях статей преподавателей кафедры и выступлениях на конференциях. Результаты исследований обсуждались на Международном симпозиуме общества автомобильных инженеров (SAE) в Детройте (США), а также в Швеции на фирме SAAB, на конференциях Американского Института Аэронавтики и Астронавтики (AIAA) в Рено, на Симпозиуме Американского Общества Инженеров – Механиков (ASME) в Орландо, на семинаре фирмы «СНЕКМА» и многих других международных конференциях.
Международное сотрудничество
Кафедра занимает активную позицию в сотрудничестве с зарубежными фирмами и Вузами и работает в рамках заключенных соглашений с компаниями AVL, SARAD, техническими университетами в Дрездене, Стамбуле, Турине, университетом штата Коннектикут.
Кроме того, профессор В.Г. Крюков являлся координатором соглашения между КГТУ и Университетом г. Ижуи, штата Рио Гранде де Сул (UNIJUI) (Бразилия), основал первую в Бразилии магистратуру “Математическое моделирование” и был первым руководителем этой магистратуры. Профессор В.Г. Крюков – член бразильских обществ прикладной математики (SВМАС) и инженеров-механиков (АВСМ), являлся руководителем научных проектов, финансируемых правительством Бразилии и штата Рио Гранде де Сул, получал государственную стипендию “Исследователь 1-го уровня”.
Учебно-методическое обеспечение
В течение последних лет издана следующая учебно-методическая литература: учебные пособия – «Теория поршневых двигателей», «Эксплутационные свойства автомобиля», «Проектирование систем жидкостного охлаждения поршневых двигателей», «Расчет гидравлических систем», «Материаловедение для транспортного машиностроения» методические указания к курсовому проекту «Двигатели внутреннего сгорания», методические указания к дипломному проектированию по специальности «Двигатели внутреннего сгорания». Кроме того, изданы монографии: «Горение и течение в агрегатах энергоустановок: моделирование, энергетика, экология», «Бензиновые двигатели с подачей в цилиндры дополнительного воздуха», «Токсичность автотракторных двигателей и способы ее снижения», «Автомобильный транспорт – основной источник загрязнения окружающей среды и способы его уменьшения», «Улучшение технико-экономических показателей дизельных двигателей путем использования в топливе беззольной присадки», «Снижение дизельной сажи путем использования в топливе беззольной присадки», «Теплофизические процессы и характеристики бензиновых и дизельных двигателей с дополнительным завихрением и расслоением заряда», «Региональный рынок интеллектуальной собственности».
Материально-техническая база
К настоящему времени на кафедре АДиС созданы и функционируют:
- Кабинет конструкции ДВС, где представлено более 200 агрегатов и систем двигателей, а также учебные фильмы и плакаты по конструкции и обслуживанию двигателей и автомобилей. Представлены препарированные макеты самых современных ДВС отечественных и зарубежных производителей.
- Лаборатория диагностики систем автомобиля с автоматизированным динамометрическим стендом LPS 2020 4 WD для определения основных характеристик, в т.ч. мощности и крутящего момента на колесах транспортного средства с возможностью автоматического построения скоростных характеристик двигателя.
- Автоматизированная лаборатория для изучения бензиновых двигателей АЛБ-БД-ОТ
- Автоматизированная лаборатория для изучения дизельных двигателей АЛБ-ДД-ОТ
- Лаборатория сборки–разборки двигателей, включающая стенд сборки–разборки, инструменты и диагностическое оборудование.
- Бокс мини–станции технического обслуживания автомобилей, включающий подъемник пантографный STD 7230A, стенд имитации датчиков ДВС с ЭСУД, стенд EPS 200 ф. «BOSCH» для проверки форсунок, шумомер, вибромер, стенд установки развала и схождения колёс, мотор – тестеры для диагностики неисправностей двигателей, анализаторы состава выхлопных газов и другое оборудование.
- Кабинет кузовных конструкций.
- Учебный автомобиль КАМАЗ-43118.